Конкурсная система поощрения активности учащихся

Чуть более года в оркестре народных инструментов применяется экспериментальная система оценки активности учащихся. 

Идея введения системы родилась во время Летней школы 2011. Думаю, что многие преподаватели сталкивались с ситуацией подобной той, которая повлекла за собой внедрение новой педагогической технологии. Проблема, которую не удавалось решить, заключалась в отсутствии ощутимого прогресса в разучивании программы оркестром. Не помогали ни ежедневные общие репетиции, ни индивидуальные занятия... а время шло неумолимо. Тем острее ощущался необратимый ход времени, что смена в лагере всего 21 день. Чувствовалась острая необходимость в стимулировании мотивированности учащихся к усердной работе. 

Недостатком традиционной системы оценок является то, что оценивание ведется по результатам активности на уроке или домашней работы. При этом традиционная система предполагает оценку знаний и умений исключительно по предмету, но не предполагает индивидуальной активности самого учащегося, который способен проявлять интерес к предмету и сверх обычного учебного распорядка. 

Так родилась система, получившая форму конкурса "Самый трудолюбивый артист оркестра народных инструментов".

Основные положения системы:

  • явка на репетицию за 15 минут до ее начала для обогрева, настройки инструмента и разыгрывания поощряется 3 баллами; явка к началу репетиции или с опозданием, неявка по уважительной причине - 0 баллов; неявка по неуважительной причине - минус 3 балла;
  • любое положительное для оркестра действие/инициатива учащегося поощряется начислением баллов (от 1 до 10): высокая степень готовности к репетиции, внимание и поведение на репетиции, расписывание оркестровых партий из партитуры, обращение за помощью в разучивании партий к старшим участникам оркестра и помощь последних, явка на дополнительную индивидуальную/групповую репетицию, расстановка стульев и пультов перед началом и их уборка по окончании репетиции, ремонт оркестрового инвентаря своими руками, выполнение функций библиотекаря в оркестре, посещение родителями и друзьями концерта оркестра, участие в конкурсе по специальности и мн. др.
  • любое негативное для оркестра действие учащегося наказывается вычетом заработанных баллов: нарушение дисциплины во время репетиции, некачественное исполнение партий на репетиции и т.д.;
  • учащиеся, набравшие наибольшую сумму баллов, получают дипломы и ценные подарки, помогающие в дальнейшем процессе обучения (пюпитры, подставки для инструментов и т.д.);
  • учащиеся, занявшие последние места (не сдавшие партии), получают дипломы "Неоправданная надежда", что позволяет вовлечь в соревнование тех, кто заранее не стремится стать первым, но и последним становиться обидно;
  • при подсчете результатов средняя оценка учащегося за сданные партии становится коэффициентом (от 0 до 100%), на который умножается сумма набранных в конкурсе баллов, что позволяет повысить шансы на победу тех, кто хорошо владеет инструментом и прилежно учит домашние задания, ведь оркестр должен прежде всего играть;
  • результаты конкурса подводятся с достаточной периодичностью, чтобы сохранять заинтересованность учащихся, например, по четвертям или полугодиям.

Первыми результатами введения системы стали 8 новых пьес, подготовленных в ходе Летней школы 2011.

Результаты введения системы к концу учебного года: удалось решить проблему посещаемости занятий во время учебного года; повысился уровень выучивания партий; в оркестре появились лидеры, способные показывать стабильный результат; учащиеся стали проявлять инициативу по зарабатыванию баллов, внося свои предложения; повысилось внимание родителей к концертам оркестра; общий уровень оркестра значительно вырос, что сделало коллектив конкурентноспособным на всероссийском и международном уровне.

 

 

 

Комментарии

Конкурсная система поощрения активности учащихся

Аватар пользователя Мария Говорухина

На мой взляд, использование конкурсной системы поощрения активности учащихся очень эффективно. Считаю возможным использовать её в своей работе.

Говорухина М.В.

Полезный опыт

Это очень хороший пример, когда вечно актуальная педагогическая проблема успешно решается на современном этапе. Все-таки в детях заложено стремление к трудолюбию и никакими компьютерными играми его не перебить! Данный опыт может применяться преподавателями в качестве методического ориентира для подготовки своего собственного научно-методического проекта. Здесь ясна начальная точка, актуальность, цель, задачи, методы и результаты. А главное - интересно и детям, и преподавателям!

Артемьев А.И.

Конкурсная система поощрения активности учащихся

Хочу отметить еще одну положительную сторону использования конкурсной системы поощрения. Каждый год коллектив пополняется юными участниками, перед педагогом стоит вопрос их полноценной адаптации. Формирование положительной мотивации, ответственного, профессионального отношения к предмету - вот круг проблем, с которыми сталкивается педагог. До настоящего времени это могло быть непростой задачей, ведь любые " нравоучения" о регулярном посещении или необходимости дома разучивать партии не будут эффективными, если перед глазами отрицательный пример, подаваемый старшими товарищами. При использовании конкурсной системы поощрения этой проблемы просто не существует. Дети попадают в коллектив, где все его участники относятся к своей деятельности ответственно и заинтересованно. Получается, сама "среда" воспитывает юных музыкантов, а педагогу остается больше времени на творчество.

Действительно рейтинговая

Действительно рейтинговая система оценивания достижений учащихся очень эффектива (судя по результатам) и интересна для самих учащихся. Приятно что мы стали первыми обладателями звания "Самый трудолюбивый участник". Я не внутри системы, поэтому могу сказать то, что Вы уже делаете: желательно проводить рефлексию, получать обратную информацию от учащихся, маленькую анкету с вопросами: какие критерии для оценивания ты выделил бы, что тебе удавалось больше всего, что для тебя было затруднительным, как ты думаешь, почему тебе не удалось занять высокое рейтинговое место и т.д. ее можно проводить анонимно это позволит поддерживать ее эффективность. Со временем может пропасть эффект новизны от постоянного зарабатывания балов, и интерес у учащихся которые трудятся, но им не удается занять высокое рейтинговое место. Анкета позволит выявить и преодолеть трудности, также Вы сможете прочитать положительные отзывы от учащихся и получить новый заряд энергии. По форме это может быть организовано и как тренинговое занятие в кругу.
Спасибо Вам)))))