По мотивам татарского фольклора

15 декабря 2012 г. в Рахманиновском зале ТГМПИ состоялся Юбилейный концерт оркестра музучилища.

В концерте исполнял пять пьес "По мотивам татарского фобльклора" С. Губайдулиной с оркестром. 

Дирижировал лауреат всероссийских и международных конкурсов А.И. Артемьев.

Для того, чтобы слушатели не забыли, что в основе композиции лежит татарский фольклор, решил одеть тюбебейку и исполнить несколько звуков на варгане перед началом исполнения. Композитором этого жеста не предусмотренно, но в качестве определенного рода эпиграфа к сочинению, вводящему в атмосферу звукового мира С. Губайдулиной, неколько нот на варгане оказались совсем не лишними после эстрадного блока оркестра "Серпантин", который выступал перед этим. 

Реакция зала на исполнение была более чем предсказуемой. Лучше всего восприняли музыку дети до 8 лет. Причина этого, полагаю, кроется в том, что их сознание еще не "замусорено" традиционной парадигмой восприятия, основанной на классических традициях. Они еще способны воспринимать художественный образ в искусстве непосредственно, не анализируя мелодию и гармонию. Дети слышат музыку, а не соотношение тоники с доминантой. 

Комментарии

Почему детям понравилось

Дети более правдивы, чем мы, взрослые. Хочу добавить, что понравилась эта музыка не только детям до 8 лет. Те, что постарше отреагировали тоже очень положительно. Учащиеся, которых я спрашивал, ответили мне, что им все было понятно. Я думаю, это из-за того, что у них одинаково отсутствует опыт восприятия как классических произведений с определенным ладом и тональностью, так и произведений без тональной организации. А "замусорить" сознание ребенка классическое искусство еще как способно. На мой взгляд, плохо исполненная классика очень вредна и опасна для становления будущих музыкантов. 

Тюбетейку и варган в качестве эпиграфа вполне допускаю. Очень гармонично вписались в искусствоведческий дискурс  XX века. Но только как ирония (см. Ортега-и-Гассет Х. "Дегуманизация искусства").