Китайская грамота

 

Китайская грамота

 

Что мы знаем о древнекитайской музыке? И почему выражение «китайская грамота» неизбежно ассоциируется с чем-то неопределенным и трудно постижимым?

В действительности древнекитайская музыка – особый мир, отделенный от нас временной дистанцией и языковым барьером (язык этот всегда считался труднодоступным для соотечественников). Свидетельством тому служит скудность литературы о китайской музыке и ее теории, которая, однако, в последнее время преодолевается усилиями отечественных и зарубежных востоковедов.

Музыкальные трактаты по теории в древней китайской письменности активно создавались представителями конфуцианского учения. Основатель этого учения – Конфуций (латинский вариант полного китайского имени Кун Фу-цзы) – был младшим современником Пифагора. Это учение развивалось как совокупность норм поведения для различных слоев общества в империи, со временем стало официальным мировоззрением, провозглашенным в 135 г. до н.э. императором Уди, и просуществовало более двух тысяч лет.

Изобретение нотного письма («музыки, упорядоченной с помощью меры и числа»), приписывается императору Хуанди. Именно в эпоху его столетнего царствования (2697—2597 гг. до н.э.) была изобретена система 12-ти бамбуковых флейтовых трубок, настроенных по кварто-квинтовому кругу и образующих хроматический звукоряд.

Легенда гласит, что Хуанди послал своего министра по делам музыки Лин Луня на западную границу, где тот в бамбуковой роще вырезал флейтовую трубку по величине стопы императора – эта трубка дала основной тон системе. Настройку остальных трубок Лин Лунь нашел, слушая в императорском саду пение птиц – так появились нечетные звуки системы, символизировавшие светлое мужественное начало (янь), а четные звуки он воспринял от небесного феникса (темное начало инь).

Что представляла собой собственно теоретическая система люй-люй? И каково соотношение характерной для китайской музыки пентатонической основы с хроматическим звукорядом этой системы?

Ответ прост: звукоряд системы люй-люй, сведенный в одну октаву, оказывается совокупностью всех возможных вариантов ладообразования в пентатонике. Как и пентатоника, люй-люй представляет собой звукоряд, и в обоих случаях в основе лежит кварто-квинтовый круг, причем первые 5 его тонов — пентатоника, первые 13 (с энгармонизмом между крайними звуками) — люй. Систему люй на основе пентатоники – в сравнении с привычной для нас общеевропейской – можно представить в следующем порядке:

гун – до

шин – ре

цзюэ – ми

чжи – соль

юй – ля

Попробуйте исполнить!

Однако лады китайской музыки не ограничиваются чистой пентатоникой, поскольку в истории имели место культурные контакты. Так, после женитьбы первого императора династии Суп на турецкой принцессе, из Самарканда в Пекин переехал видный туркестанский музыкант и теоретик, известный под именем Су-ди-по. Он предпринял попытку трансформировать принятую в Китае систему из пентатонной в диатоническую, в результате чего на каждой из двенадцати люй строились семь одноименных диатонических ладов и в целом в системе оказывалось 84 ладотональности (7x12).

Однако, результат, к которому пришла эта реформа, свидетельствует о внешнем ее характере: не учитывалось принципиальное различие между системами пентатоники и диатоники!

Теория китайской музыки хранит след его реформы в виде названий ступеней:

гун – до

шан – ре

цзюэ – ми

бянь-чжи – фа

чжи – соль

юй – ля

бянь-гун – си

гунн – до’

В структуре образовавшегося звукоряда ступеней по-прежнему оставалось пять, а две «вставных» (бянь-чжи и бянь-чжи) лишены самостоятельных названий – слово бянь является своеобразным знаком понижающей альтерации.

Древнекитайское учение о звуковысотной организации описывает музыку как неповторимое естественное (акустическое) явление и специфическую форму человеческой деятельности.

В музыкально-теоретической системе Древнего Китая дано начальное определение музыки: «все музыкальные звуки (инь) рождаются в человеческом сердце. Его движения вызываются внешними предметами. Тронутое внешними предметами, сердце находит выражение своим движениям в звуках голоса (шэн). Этому голосу должны ответить другие, и вот возникает соответствие. Следуя друг за другом, звуки голосов порождают различные вариации, которые, будучи оформлены, называются музыкальными тонами (инь). Когда музыкальные звуки-тона (инь) располагают в порядке и исполняют на музыкальных инструментах, сопровождая их плясками с применением щитов, боевых топоров, вееров из павлиньих перьев и бунчуков, украшенных бычьими хвостами, то это называется музыкой (юэ)».

Так, музыкальный звук рассматривается не только со стороны формальных признаков, но и со стороны его интонирования, осмысления.

В древнекитайском трактате Юэ Цзи намечается переход от функциональных характеристик музыки к характеристикам структурным: «все музыкальные звуки рождаются в человеческом сердце, а музыка имеет много общего с законами вещей и связана с отношением человека к человеку. Вот почему звери и птицы знают голоса (шэн), но не знают музыкальных звуков (инь), люди простые и необразованные знают музыкальные звуки, но не знают музыки; и только благодарные люди могут знать музыку... Знающий музыку глубоко понимает правила поведения и ритуал. Постигнувших музыку и ритуал можно назвать людьми, достигшими совершенства в поведении».

Выходит, что музыка выявляет свою структуру тем, что членится на «голоса» и «музыкальные звуки». Как это понимать?

В изречении Хань Юя под «голосами» понимаются звуки природы: «всякая вещь, исторгнутая из состояния покоя, звучит. Травы, деревья — беззвучны; но ветер на них налетит, и они зазвучат; беззвучна вода, но ветер взволнует ее — и она зазвучит... Металлы и камни беззвучны, но ударить по ним — и они звучат. Такова же и речь человека. Когда нет ему выхода — он говорит. В его песнях заложены мысли, в его плаче заложены думы. Все, что исходит из уст как звук, говорит о том, что он исторгнут из состояния покоя».

Таков краткий экскурс в историю древнекитайской музыки, благодаря которому мы вступаем в особый мир представлений и идей.

Подготовила Лилия Абрамова

по материалам очерка Г. Н. Вирановского

«Музыкально-теоретическая система Древнего Китая»

(http://opentextnn.ru/music/Perception/)