Методическая заметка "Некоторые аспекты развития творческой личности ребёнка" преподавателя фортепиано Седых Г.И.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОМИТЕТ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА "ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

 ИМЕНИ В.К. МЕРЖАНОВА"

Методическая заметка

 «Некоторые аспекты развития творческой личности ребёнка»

Преподаватель фортепиано: Седых Г.И.

В процессе детского развития все формы проявления творческой инициативы чрезвычайно важны, ибо детское творчество имеет не самостоятельную художественную, а воспитательную ценность. Эффективность развития творческих способностей учащихся обусловлена знаниями педагога о психологических процессах и творческой деятельности. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, волей, определенными способностями и тому подобным. Различные психические процессы в совокупности с образованием (знания, умения и навыки), служат основой, на которой формируется психологический облик личности конкретного человека.

Известно, что психические качества отдельного человека разделяют на три класса: характер, темперамент, способности; познавательная сфера; мотивационная и волевая сферы.

Характер является более или менее стабильной системой мотивационно-волевого поведения. Под общими способностями понимают совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к деятельности. Предпосылками осуществления деятельности являются общая работоспособность и активность. В структуре общих способностей выделяют интеллект (способность решать задачи на основе имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания), и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии).

Известно, что творчеству научить нельзя. Но можно научить творчески работать, развивая и воспитывая ряд способностей. К общемузыкальным творческим способностям относятся восприятие, воображение и мышление.

Музыкальное мышление исполнителя в широком понимании слова – высокая степень восприимчивости образно-выразительной стороны музыки, соединенная с максимальным претворением внутренне слышимого в реальное звучание на инструменте. Поскольку объектом музыкального мышления являются идеи, выражаемые посредством мелодии, ритма, гармонии, контрапункта, тембровой окраски, артикуляции, принципов формообразования, то для понимания смысла музыкального сочинения необходимо раскрытие протекающих в нем интонационно-ритмических и ладово-гармонических процессов. Таким образом, познание объективных закономерностей искусства развивает в учениках творческое мышление.

Для успешной реализации задачи развития творческих способностей учащихся были выявлены необходимые условия:

  1. Наличие «заинтересованности», назначение которой – вовлечь ребенка в творческий процесс, в проблемную ситуацию, «зацепить» и развить его интерес к деятельности. Заинтересованность касается и личности самого учителя, который должен найти способы удивления учеников, их сопереживания, самопроявления.
  2. Наличие «проблемности». Проблемная ситуация может стать личностной, если она затрагивает чувства и переживаниея детей. При создании определенного уровня проблемности необходимо:

а) проявление проблемности в ситуациях, связанных с интересами и опытом детей;

б) наличие определенного объема знаний, умений, навыков для решения проблемы;

в) ощущение ребенком трудности, что включает порождение новых мыслей на основе имеющихся знаний.

  1. Наличие «сотрудничества». Понятие сотрудничества рассматривается в современной педагогике и психологии и как технология, и как тип педагогического взаимодействия. Во многих работах ученых убедительно показано, что развитие личности возможно только в условиях сотрудничества (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). которое дает опыт взаимодействия в незнакомых ситуациях, требующих выбора решения и переноса знаний, умений, навыков. Сотрудничество охватывает не только внутренний процесс взаимоотношений педагога с учеником, но и внешний – с родителями, фактически представляя собой курс на педагогизацию всей окружающей среды, воспитательных влияний и сил в единую систему.
  2. Создание «климата взаимного доверия», принятие взрослыми всех эмоциональных проявлений и состояний детей.

Музыкальная педагогика рассматривает творческое развитие личности как одну из центральных проблем. К настоящему времени накоплен большой опыт в решении данной проблемы. Существуют многочисленные системы музыкального воспитания и обучения детей, уделяющие особое внимание, прежде всего, творческому компоненту в развитии личности. В числе наиболее распространенных методик в странах Западной Европы и в США, пользующихся большим спросом, - система К.Орфа, Э. Жак-Далькроза, З. Кодая, Б. Бартока, С Судзуки.  Отечественная музыкальная педагогика представлена системами музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, А.Д. Артоболевской, О.А. Апраксиной, Л.В. Горюновой и др.

В настоящее время вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка – один из важнейших вопросов детской психологии и педагогики. «В каждом человеке, по уверениям психологов, присутствуют в принципе задатки едва ли не всех качеств и свойств. Занимаясь творчеством, в процессе его человек выявляет лучшее в себе. Вызывает к жизни («актуализирует», на языке специалистов) наиболее чистые и возвышенные свойства своей натуры, - таков один из важнейших законов психологии творчества» [8, с. 99-100]. Именно в творчестве, дающем возможность каждому ребенку реализовать свои способности с наибольшей полнотой, прежде всего, проявляется индивидуальность личности.

Теоретическая основа понятия «творчества» широко представлена в трудах Л.С. Выготского. Ученый писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1,с.3.]. Л.С. Выготский верно подметил, что ошибочным является мнение, что в жизни рядового человека творчества «нет вовсе», что оно «есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники» [1, с.6].Он доказывал, что на деле творчество существует везде там, «где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев» [1, с.6-7].

По сути, из этой мысли следует, что творчество – эта та постоянная величина, «константа», которая отражает суть человека. Его интерпретация творчества обосновывает его необходимость и значение для практики: «…Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [1,с.33].

Мир звуков очень близок ребенку с самого раннего детства. Играя, дети напевают что-то свое, импровизируют, однако эта способность легко утрачивается, не получая должного развития. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из которых является занятие музыкой. Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития музыкальной культуры детей.

 

 

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_zametka.docx21.18 КБ