Надо ли участвовать в конкурсах?

Роль конкурса в становлении музыканта очень важна. Все известные музыканты, при разном отношении к конкурсам, в свое время участвовали в исполнительских состязаниях. И зачастую славу свою приобретали, заняв призовое место. Есть музыканты, которые ограничивались одной-двумя победами на престижных конкурсах, параллельно с ними есть и такие исполнители, за плечами которых много конкурсных побед.

Особое значение конкурсы имеют и для преподавателей. Для них победа ученика - это показатель их педагогического уровня. Сегодня, когда система аттестации педагогических кадров значительно усложнилась, важность дипломов учеников на потеряла актуальности.

Конечно же участвовать в конкурсах необходимо. Но... при условии, что оценка жюри будет объективной и лишенной всякой конъюнктуры. На мой взгляд, этогоне просто достичь. Но это обязательное условие любого конкурса.

1. В состав жюри конкурсов необходимо приглашать музыкантов-преподавателей, имеющих бесспорный авторитет, имеющих педагогические и исполнительские результаты, которые не вызывают сомнения. Не очень корректно, когда работу преподавателя-мастера, имеющего десятки дипломов и за плечами которого внушительный стаж работы, оценивали члены жюри, педагогических и исполнительских результатов никто не видел. (Почему бы не приглашать в жюри преподавателей из области? По части народников великолепные результаты показывают преподаватели из Мичуринска)

2. Баллы, выставляемые членами жюри, должны всегда обнародоваться. Это добавит объективности и ответственности. Если член жюри будет знать, что его могут попросить обосновать свои оценки, он однозначно будет более объективным.

3. В состав жюри должны входить представители разных учебных заведений (может быть, не более одного от заведения).

4. Члены жюри не должны друг другу мешать во время конкурсного исполнения. Они не должны при выставлении баллов видеть баллы коллег.

5. Перед конкурсом должен быть разработан регламент работы жюри, где все должно прописываться.

Из своих наблюдений:

Правило, когда учитель не может оценивать своего ученика не всегда работает. Поработав несколько раз в жюри, я понял следующее. Чтобы поддержать своего ученика, при этом не ставя ему баллов, всего-навсего надо "поддержать" тех, кто стоит за ближайшим конкурентом этого ученика. А конкуренту поставить чуть-чуть ниже. Это всего лишь мои предположения и расчеты. В жюри, в которых я работал, такого не было.

Иногда велико желание жюри "поддержать" кого-нибудь из участников. При этом нельзя забывать, что "поддерживая" одного до уровня определенного призового места, жюри наносит вред другим участникам и их преподавателям.

Нередко, в жюри бытует мнение, что надо как можно больше дать мест, чтобы "никого не обидеть". В этом случае смысл конкурсного состязания утрачивается. С такой установкой мне приходилось сталкиваться.

Я считаю, что в конкурсах нужно участвовать обязательно, но пришло время внимательно взглянуть на составы и работу жюри наших конкурсов.