Филатова Галина Юрьевна
Преподаватель специального фортепиано
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 2 имени В. К. Мержанова» г. Тамбов
Методика преодоления волнения на публичных выступлениях учеников ДМШ
Выступление на сцене является чрезвычайно важным, ответственным, эмоционально-окрашенным моментом, который требует психоэмоционального напряжения. Различные свойства характера исполнителя, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия, а также и темперамент – все это в той или иной степени проявляется во время публичного выступления.
Каждому учащемуся ДМШ приходится сталкиваться с мероприятиями, предполагающими выступление на публике – академическими концертами, зачетами, экзаменами, конкурсами.
Воспитание артистических способностей, способности владеть собой в момент концертного выступления – сложнейший и многогранный процесс развития творческой личности, это овладение способами и методами саморегуляции, воспитание внимания, творческой уверенности и т.д.
Существует множество причин, вызывающих боязнь концертных выступлений:
- непривычная обстановка;
- нетвердо выученный текст музыкального произведения;
- недостаточная техническая оснащенность;
- неудачно подобранный репертуар;
- неуверенность в своих силах;
- неправильное психическое воздействие на ученика со стороны педагога и окружающих.
Поэтому приучать ребенка к сцене и коррекции сценического волнения нужно как можно раньше, с первых шагов обучения.
В ходе разработки методики преодоления волнения на публичных выступлениях учеников ДМШ было проведено исследование их сценических выступлений. В рамках методики также были разработаны практические рекомендации по саморегуляции и мобилизации всех психофизических ресурсов учеников перед выступлением.
В ходе исследования были проанализированы:
- Темперамент учащихся.
- Успешность их публичных выступлений в динамике.
- Влияние разработанных методов на успешность публичных выступлений.
Методика снижения негативных форм сценического волнения содержит:
- Многократные репетиции перед выступлением непосредственно на инструменте и в месте, где оно будет происходить. При этом крайне важно наличие хотя бы нескольких слушателей. Наиболее эффективна частичная репетиция, а не постоянное проигрывание всех произведений от начала до конца.
- Мысленное «проигрывание» частей музыкального произведения при любой возможности. Такой способ саморегуляции позволяет исполнителю тренировать свою способность эмоционально переживать музыку, контролировать качество исполнения. В рамках разработанной методики всем ученикам предлагается вечером накануне выступлений мысленно проиграть все выступления от начала до конца.
- Просмотр выступлений других учеников и известных пианистов с похожей программой как вживую, присутствуя на концертах, так и на интернет-порталах позволит более глубоко проникнуться философией выступления на публике.
При разработке и внедрении методики были сделаны следующие выводы:
- Успешность публичного выступления ученика на сцене зависит не только от качества и надежности выученных им произведений, но и от его темперамента и степени саморегуляции всех психофизических ресурсов перед выступлением.
- Не всегда сценическое волнение воздействует отрицательно на успешность публичного выступления. Страх и боязнь сцены воздействуют крайне отрицательно и нуждаются в коррекции, а воодушевление, кураж и предвкушение выступления воздействуют положительно и позволяют сделать выступление намного ярче, богаче и артистичнее.
- Необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности психики ученика, анализировать его личность для успешной коррекции сценического волнения.
- Психологическая подготовка ученика к общению со слушателем способна помочь справиться со сценическим волнением.