Открытая репетиция БСО им. П. И. Чайковского

Среди современных оркестров Государственный академический большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского (БСО) – коллектив уникальный. Почерк этого оркестра невозможно спутать с каким-либо другим. В то время, как звучания большинства оркестров стали неотличимы друг от друга, БСО удается на протяжении многих лет сохранять звуковую узнаваемость. История оркестра насчитывает уже более 80 лет, 40 из которых БСО руководит Владимир Федосеев. Маэстро – выдающийся дирижер современности открыл детям двери в святая святых – репетиционную студию оркестра, 5-ю студию телеканала Россия-Культура. Около трехсот школьников из Москву и Тамбова смогли увидеть процесс рождения высокого искусства, побывать на Открытой репетиции БСО.

Решение привезти учеников в Москву возникло спонтанно. Чтобы рассказать о том, как это получилось нужно начать с истории моего знакомства с Владимиром Ивановичем. В 2008 г. маэстро проводил мастер-класс для молодых дирижеров, в котором мне посчастливилось принять участие. Несколько лет после мастер-класса я приезжал на репетиции БСО, но в последние два года работа над диссертацией заставила от поездок отказаться. Две недели назад мне вновь посчастливилось оказаться на репетиции в Москве. Как всегда приветливый Владимир Иванович поинтересовался о том, что нового произошло в моей жизни за то время, пока мы не виделись. Маэстро так заинтересовался рассказом об успехах нашего детского оркестра, что тут же предложил сотрудничать, и для начала предложил приехать на открытую репетицию, которая планировалась 2 марта.

Нужно отдать должное родителям, которые мгновенно отреагировали и уже через 4 дня после разговора с В. Федосеевым были куплены билеты в Москву. Родителей не испугала перспектива двух ночей в поезде и целого дня скитаний детей по огромному городу. Программа поездки получилась такая:

6.30 прибытие на павелецкий вокзал

8.00 сбор всей группы в зале ожидания вокзала

8.30 – 10.30 прогулка по Москве (Театральная площадь, Красная площадь, Тверская, Консерватория, Гнесинка)

11.00 – 13.30 открытая репетиция БСО (М. Никитксая, 24)

14.00 обед в буфете Телеканала Культура

14.30 – 15.30 прогулка по бульварному кольцу к Храму Христа Спасителя

16.00 – 17.30 Посещение выставки Западноевропейской живописи 19-20 вв. в ГМИИ им. А. С. Пушкина

17.30-18.00 посещение Храма Христа Спасителя

19.00 концерт Академического оркестра народных инструментов им. Н.Н. Некрасова в Концертном зале им. П.И. Чайковского

22.50 отправление с Павелецкого вокзала

 

Открытая репетиция Владимира Федосеева – это чудо, которое дети смогли увидеть воочию. На глазах изумленной публики рождалось высокое искусство. Оркестр читал с листа Девятую симфонию А. Дворжака, а маэстро пояснял детям музыку, которая звучала. Что значит «читал с листа»? Язык не поворачивается назвать «читкой с листа» тот феноменальный  звуковой результат, который удавалось показывать оркестру при первом знакомстве с сочинением. Полагаю, что мало найдется оркестров, способных на концерте показать то, что БСО демонстрирует при первом прочтении. Неповторимое звучание оркестра, кажется, проникает в каждую клетку организма. Звуковое наполнение пятой студии кажется таким плотным, что меняется сама консистенция окружающей атмосферы. Воздух становится осязаемым, густым, как кисель. Кажется, что в этом сверхнасыщенном воздухе можно топор повесить…  

Больше всего в процессе репетиции поразила та манера общения с оркестром и публикой, которая свойственна Владимиру Федосееву. Она отражается не только в том, как он говорит, но в еще большей степени в том, как дирижирует. Он не заставляет играть инструменты, а приглашает к совместному музицированию оркестрантов. При том, делает это настолько интересно и увлекательно, что, кажется, все слушатели в студии стали такими же участниками исполнения, как и музыканты БСО. Удивительная доброта и интеллигентность маэстро настолько располагает к нему, что все и всяческие барьеры в общении между публикой и оркестром рухнули сами собой. После репетиции дирижер и оркестранты отвечали на вопросы детей, которых, кажется интересовало все: и возраст самого молодого участника оркестра, и групповые репетиции, и любимый инструмент маэстро, и количество репетиций перед каждым концертом…

Всем гостям, присутствовавшим на репетиции, подарили по альбому с историей БСО, а маэстро еще долго раздавал автографы. Мы долго не могли даже приблизиться к В. Федосееву, так его обступили дети из московских музыкальных школ и их преподаватели. После примерно получасового стояния в очереди мы смогли пробиться, чтобы высказать слова признательности маэстро. На память о пережитом нам осталась фотография с маэстро и его надпись в альбоме:

«Оркестру народных инструментов

с большой благодарностью

и надеждой

В. Федосеев»

Удивительно доброе, человечное отношение Владимира Ивановича к окружающим,  распространяется на всех сотрудников не только оркестра, но и телеканала «Культура». Нас совершенно бесплатно накормили пирожками и напоили чаем в буфете. А было нас 32 человека! Более того, буфетчицы проследили за тем, чтобы все дети хорошенько поели, а тем, кто поел плохо дали бутерброды в дорогу. Кажется, что такое было только в советском кино.

После репетиции был поход в Пушкинский музей, где наша делегация смогла увидеть шедевры Пискассо, Матисса, Моне, Гогена, Мане, Мунка, Кандинского и многих других. Чтобы пересказать впечатления от каждого из увиденных полотен нужно написать не одну страницу. Напишу кратко – жаль, что не удалось постоять у каждого полотна хотя бы по часу. На всю выставку у нас было полтора часа.

Еще об одном впечатлении этого дня необходимо написать подробно – о концерте Академического оркестра народных инструментов ВГТРК. Перед началом выступления ведущий объявил, что оркестру присвоено имя Николая Николаевича Некрасова, руководившего оркестром 40 лет и скончавшегося в прошлом марте. Зал приветствовал имя выдающегося дирижера стоя! В завершении же концерта с поздравлениями к оркестру вышел Иосиф Кобзон, подарил букет вдове Н. Некрасова и спел с коллективом еще одно незапланированное отделение (третье).

Игра оркестра им. Некрасова просто заворожила моих учеников. Они получили ничем незаменимый слуховой опыт того, как должен звучать настоящий русский оркестр. Идеальный ансамбль оркестровых групп. Потрясающий тембр звучания оркестра. Но больше всего детей поразило то, тремоло в Некрасовском оркестре невозможно разделить на последовательность ударов, это непрерывно льющаяся звуковая волна, в которой невозможно отделить одного исполнителя от другого, и удары медиатора об струну совсем неразличимы.  

Все увиденное, а главное, услышанное в этот день, сильно повлияло на моих оркестрантов. Уже на Вечере памяти Н.А. Наумова, 5 марта в музыкальной школе зал приветствовал наше исполнение  «Липы вековой» П. Куликова стоя.